Грибовка Фестиваль
logotype

"Чүглүг" чагааларга...

mengi-75@mail.ru

Тыва үжүктер

Бээр бас ҢҮӨ!

Тыва-орус сөстүк

Сөстүк(Тенишевтиң-дир).doc

Башкылар

Экии, хүндүлүг башкылар! Сайт кылдырар күзелдиг башкылар бар болза tuva@mail.ru че бижиптиңер.

Чижээ: менги.башкы.рф азы mengi.bashky.ru ышкаш боор.

Хүндүткел-биле, Эраст Хертек.

Тыва Википедия

 

Тыва солуннар

Как оживить литературное пространство Тувы? PDF Печать E-mail
Автор: Меңги Ооржак   
01.04.2012 20:04

24 марта 2012 года состоялась встреча Молодежно-студенческого общества «Идегел» г. Новосибирска на тему «Место национальных литератур в культуре коренных народов Сибири на примере тувинской литературы» в Областной юношеской библиотеке.

Для чего нужна национальная культура? Почему важно держаться за национальные корни? Почему сейчас Тува переживает социальные трудности? Где молодые тувинские прозаики? Как оживить тувинское литературное пространство?

По утверждению Михаила Костина, сотрудника Отдела молодежных программ библиотеки, «в наше время стираются национальные границы не только тувинского, но и других народов России». По его словам, на Туву выпала двойная нагрузка: глобализационные процессы и угроза ассимиляции русским народом. При таком вызове реальности необходимо приложить все усилия для сохранения национальной самобытности, корнем которой является тувинский язык. А он способен выжить, если получит свое бурное развитие именно в литературной среде. Иначе его ждет медленное угасание: сужение до бытового уровня и, как следствие, невостребованность. С утратой языка мышления народ утратит свое лицо, свой дух. Следовательно, тувинская литература – это «первая скрипка» в деле сохранения тувинской нации.

К слову сказать, инициатором встречи стал сам Михаил Костин — человек, живущий в городе Новосибирске. В его жилах не течет тувинская кровь, но именно он взял на себя ответственность поднять жизненно важные вопросы нашей республики.

Первым выступал аспирант Института филологии СО РАН Чойган Ондар с докладом «Концептуальные основы и значимость литературы в национальной культуре». По его словам, существует два вида литературы: потакающая и концептуальная. Первая ориентирована на поверхностное удовлетворение «низких» потребностей человека. Одним из признаков деградации общества — изобилие юмора, вызывающего эмоции, «искусственно наполняющие» человека. Также преимущественное употребление слов «хочу», «интересно», «хочется» по отношению к ключевым элементам жизни показывает сильное воздействие потакающей литературы на обществе. «Люди в основном читают то, что им интересно, что не заставляет их глубоко задумываться, а не то, что им надо для высокого духовного развития», — говорил он. Концептуальная литература, наоборот, ведет к развитию личности, удовлетворяя высокоморальные потребности человека. Это философская, религиозная, классическая литературы.

«Настоящая литература должна быть «транслятором глубинных наполнителей ума», — считает Чойган. Ее предназначение в том, чтобы приобщить человека к Высшему и Самому Главному, лечить от глубинной духовной депрессии, воспитать «небезразличие».

По мнению Ч. Ондара, причина проблемы, с которыми сейчас столкнулось тувинское литературное пространство, заключается в отсутствие «внутреннего стержня», в ослаблении ценностных ориентиров народа. Современная тувинская литература формировалась в советское время, где проявление национального духа было строго дозированным, держалось в жестких идеологических рамках. Отсюда и литература, считает аспирант, получалась формально правильной, но «неглубокой», поверхностной, не отражала национальную мысль. А все великое и священное идет из глубины. Поэтому среди тувинского народа должны появиться люди, способные осознать причины крушения национального, «зафиксировать болезнь» и преодолеть ее. Тогда и появится подлинная высокая тувинская литература, с философским содержанием как у Эдуарда Мижит, Александра Даржай. При этом важно понимать, что никакие внешние изменения не смогут вывести тувинский народ из духовного кризиса. Для этого необходимо в целом возвышение общенационального самосознания на некоторый уровень. Со слов выступающего: «Для этого народу нужно в первую очередь начать уважать себя. Необходимо найти, за что себя уважать, если нужно, выдумать. Возвысить чувство собственного национального достоинства. Вернуться к истокам, дать надежду».

Затем выступила студентка 3 курса НГПУ Ариадна Адыгбай с докладом «Становление тувинской литературы». Оказывается, она возникла с появлением национальной письменности в 1930 году.

Как позднее отметил один из участников встречи студентка 5 курса НГПУ Юлия Монгуш, в первое время тувинцам не нужна была письменность, существовал устный фольклор, народное творчество передавалось из уст в уста. Затем по мере роста республики, населения, культуры возникла необходимость в письменном оформлении национального достояния. Первые произведения были написаны коллективно. Самым первым прозаическим произведением был «Рассказ Самбукай», где речь идет о непростой судьбе тувинской аратки до революции, ее участии в борьбе за освобождение народа от феодалов. Работа над переводом осуществлялась под руководством Александра Адольфовича Пальмбаха, ученого, приехавшего в Москву в составе экспедиции с целью содействия создания национальной письменности. Также зачинателем тувинской драматургии был Виктор Кок-оол. По словам Ариадны, тувинской литературе этого времени были присущи «публицистический пафос, ярко выраженная агитационность». Было интересно узнать, что Союз писателей Тувы официально образовался 10 октября 1942 года, первым председателем которого был поэт, государственный деятель Тувы Сергей Пюрбю. После вхождения в состав СССР Тува достигла новых успехов: трилогия Салчак Тока «Араттың сөзү», Степана Сарыг-оола «Ангыр-оолдуң тоожузу». Всего выделяют три поколения тувинских писателей, что свидетельствует о молодом возрасте нашей национальной литературы.

Следующим докладчиком была студентка 1 курса СГГА Алимаа Монгуш с темой «Молодые поэты и писатели Республики Тыва». По ее словам, в настоящее время в Туве литература оставляет желать лучшего. Книжный рынок очень мал. Сокращается выпуск тиражей книг, газет, журналов. Современное общество мало читает тувинскую литературу, людей заинтересованных чтением книг осталось единицы. У читателей нет интереса, потому что нет писателей, которые смогли бы привлечь, заинтересовать своим творчеством. Алимаа подметила, что на данный момент число литературных объединений почти не осталось. Но, а что, же можно сказать о писателях молодого поколения, если их можно пересчитать по пальцам. На данный момент известны такие писатели, как: Менги Ооржак, Тайгаана Очур, Айланмаа Хертек, Орлан Донгак (под псевдонимом Эрик), Шончалай Ондар. Более успешным считается писатель нового поколения Менги Ооржак. В 2008 г. была опубликована его последняя книга «Менги». Самым читаемым периодическим литературным изданием является журнал «Улуг-Хем», который выпускается тиражом в 300 экземпляров. Тувинское издательство приветствует талантливых писателей, которые могли бы разнообразить жизнь читателей.

Последнее выступление было на тему тувинской детской литературы. Байков Эдиски, студент первого курса НГПУ, начал с того, что состояние детской литературы в Туве также переживает нелегкие времена, так как ее почти не издают. Популярна в Туве детская газета «Сылдысчыгаш» под руководством Александра Шоюна. Издатель недавно запустил новый проект — двуязычный журнал для детей «Алдын-Кушкаш», яркий, цветной и содержательный. Совместно с молодым художником Вячеславом Дупчуром выпустил комиксы на тувинские народные сказки, что было в новинку для нашей литературы.

Одним из препятствий к развитию литературного пространства, наверное, можно назвать Интернет, который полностью поглощает нашу жизнь. Следует серьезно задуматься над литературным образованием ныне подрастающего поколения. Для этого взрослым, осознающим проблему со всеми последствиями, необходимо предпринять все меры по улучшению состояния дел. Книги — самое приятное, спокойное, полезное времяпрепровождение. Ведь электронный текст не сможет заменить тот знакомый книголюбам древесный запах ветхой книги, приятное шуршание старых страниц. Чтение нельзя заменить ничем! В процессе чтения активно работает ассоциативное мышление, которое не работает во время просмотра фильма, ведь все и так уже создано и картинка не формируется. Невозможно проникнуться до конца духом литературного произведения, посмотрев фильм, лучше всего прочесть оригинал.

Итак, для чего же нужна национальная литература? Она необходима для сохранения национальной идентичности, единства нации и тувинского культурного наследия. Почему сейчас Тува переживает социальные трудности? У нее нет «духовного стержня», а национальные ценности, на которых должна держаться нация, существенно ослабли. Где молодые тувинские прозаики? Молодежи сейчас не интересна литература. У нее нет стремления к духовному развитию, к совершенствованию. У многих есть талант, но мало кто пытается себя раскрыть. И последнее: как же оживить тувинское литературное пространство? Для этого каждому человеку надо постараться найти в себе силы и упорство. Например, начать читать концептуальную литературу, осмысливать ее, затем попробовать себя на литературном поприще.

Практической реализацией стала работа участников в трех фокус-группах.

Какие авторы и произведения можно считать «Золотым фондом», то есть основой для развития литературы в Туве? В «Золотой фонд» по субъективному мнению присутствующих попали двенадцать произведений тувинских писателей разных периодов: пьесы «Хайыраан бот», «Самбажык» Виктора Көк-оол, роман «Араттың сөзү» Салчака Тока, роман «Аңгыр-оолдуң тоожузу» Степана Сарыг-оол, роман «Уйгу чок Улуг-Хем» Кызыл-Эника Кудажы, повесть «Чурттаарын кузезиңзе…» Александра Даржай, повесть «Карабай» Екатерины Тановой, повесть «Өдүгенде чайлаг» А. Хертек, роман-эссе «Буян-Бадыргы» Монгуша Кенин-Лопсан, пьесы «Күл-Тегин», «Кым сен, Сүбедей-маадыр?» Эдуарда Мижит, роман «Баглааш» Шомаадыра Куулар.

Было достаточно сложно выделить «Золотой фонд», так как среди присутствующих было мало «читающих».

Что может сделать в этом направлении молодежь в Туве? Организовывать поиск и поддержку талантов, встречи, мероприятия, создать литературные клубы.

Каковы возможности студентов, членов МСО «Идегел» в г. Новосибирске для развития тувинской литературы? Генерировать литературную активную жизнь среди студентов, то есть самим писать; выпустить сборник собственных сочинений; создать видео-поэзию на стихи Эдуарда Мижит.

Координатор общества Инна Тарбастаева распределила обязанности по подборке стихов, фотографий, музыки. Так что, работа уже началась!

Лилия Шулу-Маадыр

http://www.tuva.asia

 
Солун-дур бе? Эштериңге чугаала:

Архивте материалды комментарийлеп болбас...

Үлегер домактар

Аныяаңдан адың камна

Бак сагыш башка халдаар

Далашкан күске сүтке дүжер

Тывызыктар

Тывызыым дытта, тоолум дошта

Итпе, итпе, кузуптар мен

Ашак-кадай чогушкан, аал ишти тоттурган

Тариналар

ОМ МАНИ ПАД МЕ ХУМ

ОМ ТАРЕ ТУУ ТАРЕ ТОРЕ СУУ ХАА

ОМ АРА БАЗА НАДИ