Грибовка Фестиваль
logotype

"Чүглүг" чагааларга...

mengi-75@mail.ru

Тыва үжүктер

Бээр бас ҢҮӨ!

Тыва-орус сөстүк

Сөстүк(Тенишевтиң-дир).doc

Башкылар

Экии, хүндүлүг башкылар! Сайт кылдырар күзелдиг башкылар бар болза tuva@mail.ru че бижиптиңер.

Чижээ: менги.башкы.рф азы mengi.bashky.ru ышкаш боор.

Хүндүткел-биле, Эраст Хертек.

Тыва Википедия

 

Тыва солуннар

Романы Олега Саган-оола: идейно-художественное новаторство PDF Печать E-mail
Автор: Меңги Ооржак   
09.02.2014 15:13

Комбу С. С.

В этом 2013 году исполнилось бы 100 лет известному писателю, классику тувинской литературы Олегу Карламовичу Саган-оолу, прозаику, драматургу, переводчику.

Олег Саган-оол жил и творил в 40–70-е годы прошлого столетия — в «золотом веке» тувинской литературы. Именно в это время развивалась и мужала тувинская литература: писателями, поэтами были освоены и развиты разные литературные жанры, формы; появились интеллигенция и рабочий класс из среды аратов-кочевников; был написан роман, ставший первым в истории тувинской литературы, после чего этот жанр в дальнейшем высоко поднят другими писателями; было систематизировано книгопечатание... Позитивные тенденции в развитии и тувинской литературы, и нашей республики начаты были именно в эти годы.

Олег Карламович оставил нам в наследство стихи, рассказы, повести, романы, пьесы, киносценарии. О нем самом написано много. Он был первопроходцем и в освоении новых тем и жанров тувинской литературы, и в переводческой деятельности, и в кинодраматургии. «Зачинателем новых дорог» назвал его критик А. К. Калзан; «писатель сердечной нежности» — так отозвался о нем Народный писатель Тувы М. Б. Кенин-Лопсан; «первопроходцем новых тем» определила его литературовед М. П. Татаринцева. Гомер воспел Элладу и стал основоположником древнегреческой литературы, а О. К. Саган-оола можно считать тувинским Гомером. 

О. К. Саган-оол родился 1 января 1913 года в м. Шеми Даа-хошуна Танну-Тувы. Окончил рабфак в Улан-Удэ (1935 г.), после чего его направили на учебу в Иркутский педагогический институт (1935–1937 гг.). Там он проучился недолго, из-за нехватки кадров в молодой республике вынужден был работать. Свою трудовую деятельность начал учителем в Учебном комбинате Кызыла. В разные годы он руководил радиокомитетом Тувы, в годы Великой Отечественной войны был прокурором Тувинской Автономной Области, с 1946 по 1971 гг. бессменно руководил Правлением Союза писателей Тувы. Когда создавался Союз писателей Тувинской Народной Республики, он в числе первых был членом с 1942 г., а с 1945 г. — член Союза писателей СССР. То, что он стал членом Правления Союза писателей СССР, говорит о его заслугах и авторитете.

Больше 30 лет О. К. Саган-оол самоотверженно служил литературе и культуре своего края. И он был требователен во всех вопросах. Обучал многих талантливых, давал мудрейшие советы начинающим, поддержал тех, кому нужна была помощь и житейски, и творчески. Каждый писатель — прежде всего и гражданин, и патриот. Жизнь, пройденная Олегом Карламовичем, тому достойное подтверждение.

Творческая деятельность Олега Саган-оола — целое явление в тувинской культуре и классически неповторимо. Его изучают в школах, в вузах республики.

Свою литературную деятельность он начал с лирических стихотворений. Первое его стихотворение «Наша родина» было напечатано в 1938 году. Наибольших успехов добился в жанрах прозы и драматургии. Автор книг прозы: «Парень с сумона» (1951), «Произведения» (1958), «Человек из Баян-Тала» (1963), «Счастливая звезда» (1965), «Неудержимые» (1967), «Родные люди» (1970), «Две повести» (1977). Собрание сочинений в двух томах вышло в 1975 г. За свой труд он был награжден орденами Трудового Красного Знамени, Знак почета (1971), медалями «За трудовую доблесть». Олег Карламович Саган-оол удостоен высокой чести войти в число лиц, названных в книге «Заслуженные люди Тувы XX века».

Велика роль О. К. Саган-оола в развитии тувинской драматургии. В 1944 г. появилась его одноактная сатирическая пьеса «Не состоявшийся пир», где высмеиваются пороки людей. Пьеса «Стремление» (1950) раскрывает характерные особенности перемен в социальной психологии людей. Труженикам сельского хозяйства, некоторым историческим событиям посвящены пьесы «В одном сельсовете» (1954), «Спою тебе» (1957), «Найду всюду» (1957), «Пробуждение» (1957), «Настало время» (1968). Все они — своеобразное драматургическое исследование современного состояния общества и жизни в целом. Олег Карламович берет в качестве материала для анализа — возникновение, развитие и закономерный итог одного события или дела. В них писатель получил отражение процесс социальных изменений в характере, психологии тувинца советской эпохи.

О. Саган-оол первым из тувинских писателей обратился к кинодраматургии. Он — автор первого художественного фильма «Люди голубых рек» и «Тыва на перекрестке времен», соавтор фильма «К солнцу двадцать шагов».

Как тонкий знаток народной жизни, он изучал и собирал фольклор, в соавторстве составил сборник «Пословицы и поговорки тувинского народа» (1966), «Мудрость народа» (1976). Также он является автором учебника родной литературы для 6 класса общеобразовательной школы.

Значительное место в его творчестве занимают художественные переводы. Им переведены на тувинский язык «Дубровский» А. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «В людях» М. Горького, «Поднятая целина» (1 том), «Слово о Родине» М. Шолохова, «Конек-Горбунок» П. Ершова, пьеса А. Львовой «За родину», произведения многих украинских писателей.

Для прозаических произведений О. Саган-оола характерны эпическая широта, анализ психологии героев. Он — автор первых рассказов тувинской литературы, в которых описывается дореволюционная жизнь Тувы. В рассказах «Встреча» (1941), «Скотовод — арат Сандый» (1942), «Дружба» (1946), «Парень из сумона» (1948), «Аржаан» (1956). О. Саган-оол освещает проблемы социалистических преобразований в крае. Его рассказы показывают склад души тувинца и особенности мироощущения, освещают психологию тувинца изнутри. В них писатель мастерски раскрывает характеры людей тех времен, обусловленные социальными отношениями в новом обществе.

В документальных повестях «Человек из Баян-Тала» (1963), «Счастливая звезда» (1965) показана героика труда сельчан. Особняком стоит романы Олега Саган-оола. В романах «Неудержимые» (1967), «Родные люди» (1970) запечатлены ключевые этапы жизни народа.

Жанр романа в творчестве О. Саган-оола — свидетельство зрелости таланта писателя и углубления его концепции жизни. Писатель преодолел романный жанр не сразу. Сперва учился у классиков. В частности переводы таких крупных произведений, как «Дубровский» А. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «В людях» М. Горького, «Поднятая целина» (1 том), «Слово о Родине» М. Шолохова ему стала уроком. О роли переводческой деятельности писал М. М. Бахтин: «Можно прямо сказать, что европейская романная проза рождается и вырабатывается в процессе свободных переводов чужих произведений» (Бахтин, 2000: 205). Эти слова теоретика литературы имеет прямое отношение к переводческой деятельности писателя О. К. Саган-оола. Все это привело его к написанию своего романа.

В романах талант прозаика Олега Саган-оола окреп, обрел высокую степень художественной зрелости. Он мастерски изобразил целую картину национальной жизни, народного характера и истории народа, обогатил тувинскую романистику рядом художественных открытий: создал романы с новыми темами, темами, не открытыми другими. «Два романа, созданные в последние годы жизни писателя, — новое обращение в малоосвоенным тувинской литературой пластам жизни, сельской и городской», — пишет литературовед М. Татаринцева (Татаринцева, 1983). О новаторстве его романов писал в свое время критик А. Калзан: «Его первый роман появился в свет в 1967 году, впервые в Туве полнее использована в нем характерная для монументального эпоса многолинейная композиционная структура… Саган-оол впервые ввел в тувинскую романистику современную тематику. Его герои — колхозные труженики» (Калзан, 1983).

Начавшееся в конце 1960-х годов интенсивное развитие промышленности, индустриализация страны, обусловившие изменения во всех сферах жизни общества, стали реальной основой и для развития тувинского романа. Жизнь потребовала от писателя осмысления тех социальных последствий, которые несла с собой научно-техническая революция. Существенной частью процесса формирования жанра романа в тувинской литературе, реалистической по своей сути, было становление современной темы, темы преобразования сельского хозяйства. Эта тема нашла свое освещение в романе «Неудержимые» (1967) О. Саган-оола. Историки литературы определили главную мысль этого произведения: «Новое в романе «Неудержимые» является то, что он поднимает спорный вопрос о развитии овцеводства на научной основе» (Очерки истории тувинской…, 1975: 185). Роман переведен М. Хадаханэ на русский язык и выпущен в 1972 году Тувинским книжным издательством.

О. Саган-оол, как опытный прозаик, в своем романе «Неудержимые» сразу же вводит читателя в суть изложения. «Неудержимые» — широкое произведение, в нем главные и второстепенные сюжетные линии крепко спаяны, судьба всех героев и их сложные отношения показаны художественно» отмечают критики (Очерки истории тувинской советской литературы, 1975: 185). Действие в нем развивается быстро, динамично, с большим накалом страстей. «О Саган-оол в “Неудержимых” очень серьезно отметил движение мысли после XX съезда партии. Изображая председателя колхоза Боражика, он хорошо описывает, как в его сознании назревало это новое время, насыщенное конструктивно-деловой работой», — говорил критик Г. Бровман при обсуждении тувинской литературы в СП РСФСР в 1974 году (Москва приветствует…, 1975: 209). Этим романом автор откликался на волнующие его социальные проблемы. Роман насыщен идеологическими спорами, социально-философскими размышлениями, диалогами, внутренними монологами, сопровождающими сюжетное действие.

Главный герой Боражик — председатель колхоза — символизирует деловитость, разумность, рассудительность представителя первой тувинской интеллигенции. «Боражик — талантливый организатор, очень умный и энергичный человек. Он всегда добивается своей цели», — пишет автор о своем герое в романе. Писатель, пристально вглядываясь в суть жизненных явлений, не обходя острых противоречий, подмечает реальные черты характера труженика сельского хозяйства, руководителя. Образ Боражика показан в движении его незаурядного характера, в тесном единении с народом. В создании образа руководителя писатель удачно избегал стереотипа исключительности. Перед нами простой, задушевный, умный и проницательный, трудолюбивый и вместе с тем принципиальный, смело отстаивающий свою точку зрения человек, руководитель и знающий свое дело, свой народ специалист сельского хозяйства. Этими присущими качествами он и подкупает читателя.

В романе впервые специалисты сельского хозяйства изображаются идейными людьми и страстными новаторами, любящими свою работу. В конкретных делах выявляются отношения Боражика с людьми, со специалистами, с партийными руководителями района. Он всегда на работе, он отдает теплоту своего сердца людям, делу. Писатель пишет образ Боражика с любовью. И читателем он предстает как благородный и внутренне богатый, красивый, приятный человек: «Смуглолицый Боражик… заметно изменился, появилась седина на висках, но он был подчеркнуто аккуратен и даже моден в одежде, явно не хочет поддаваться возрасту». «Хеймер-оолу понравился председатель. Видно, что он неунывающий человек, твердой воли. “На него можно положиться. Есть еще в нем сила молодецкая, — подумал Хеймер-оол. — С таким можно работать”…». «Люди, вышедшие из глубин народных масс, всегда привлекают своим размахом и удалью. Они прекрасные практики, хорошие организаторы и деловые люди. Таким был в основе своей Боражик». «Был подтянут, аккуратен, вся сбруя его коня была украшена серебром и красиво звенела при езде… Боражик и правда был приятный человек и интересный собеседник». «Боражику была под силу любая работа. Чем труднее, тем больше у него прибавлялось силы и энергии. Трудности встречались часто, каждый день, но он не унывал. Умело выходил из любого положения. Глядишь: идет и улыбается задорно, как ни в чем не бывало».

В лице Боражика показан настоящий руководитель. Такие черты характера, как организаторские способности, неисчерпаемый оптимизм, влюбленность в свое дело, неудержимое стремление к цели писатель отразил в образе Боражика. С большими трудностями сталкивается герой романа, сложные вопросы ставит перед ним жизнь. Он и его специалист-зоотехник против разведения каракулевых овец в условиях Сибири, где морозы зимой достигаются до 40–50 градусов. Сколько ни указывали сверху, они трезво и по-хозяйски решают эту проблему. И решают их не с оглядкой на старое, а смело, принципиально. Боражик — человек умный, мыслящий — привлекает нас не только тем, что он полностью отдает себе людям, колхозному делу, но и своей самобытной личностью. Натура у Боражика беспокойная. Он не надуманный идеальный герой, в нем есть и слабости, присущие человеку. Таковы его отношения с женой, ибо по его мнению жена должна сидеть дома. Весь он поглощен работой, колхозом. И мало внимания уделяет ей, а молодой женщине это не по душе. Он говорит своей жене: «Некогда с тобой нежничать. Колхоз — моя главная забота, а остальное — мелочи. Некогда думать о теплой постели и разных нежностях». Боражик слишком предан своему делу. На этой почве у него возникает разногласие с женой, непонимание их друг друга. В анализе внутреннего мира главного героя автор добился полноты изображения характера героя.

Вызывает неподдельное восхищение и образ молодого специалиста Хеймер-оола. Его энергия, трудолюбие, огромная любовь к сельской жизни, знания переданы автором с достоверностью. Роман начинается с приездом квалифицированного специалиста Хеймер-оола в родное село, в свой колхоз. Знающий свое дело, именно в работе он находил источник неизменной душевной бодрости, неистребимой жизнерадостности. В этом он походит на Боражика, председателя колхоза. Оба они — люди дела, только дела. «Маленький домик был полон счастья» — характеризует автор жизнь своего героя. В испытаниях на работе и в жизни Хеймер-оол закаляется и мужает. Хотя в романе об этом не говорится, читатели чувствуют, что он наследует энергичность, обостренное чувство ответственности за свое дело у Боражика, председателя колхоза. Хеймер-оол обладает и такими чертами, как знание своего дела, сильное рациональное мышление, желание приносить огромную пользу своему делу, народу.

Герои в романе — люди разного склада характера. Образ Агар-оола — типичный в литературе, это карьерист, человек, думающий о выгодах только для себя. Он был зоотехником этого же колхоза. Потом повысился до заведующего сельскохозяйственным отделом райисполкома. «Агар-оол интересен, напорист, разговорчив. Вот только хвастлив немного, перебивает человека, но не из последних удальцов», — так характеризует его сам автор устами Хеймер-оола.

Структура романа строилась на истории столкновения героев, в чем проявляется характер каждого. Писатель в своих композиционных приемах не сползает к декларативности и схеме, а с большим художественным тактом выписывает каждый персонаж, стремясь представить его как живую индивидуальную личность.

Роман «Неудержимые» О. Саган-оола отражает новый уровень идеологии и эстетики современной ступени развития общества. В романе даны образы активных людей, реализующихся как герои в идеологических спорах. Как никто, они наделены знанием своего дела, глубоко понимают взгляды своих современников. Очень важные суждения вложены автором в уста зоотехника и председателя колхоза. Они говорили, что увлечение каракулем не дает положительных результатов. Эта порода не годится в местных условиях (Хеймер-оол предложил внедрить новые методы обогащения местной мясо-шерстной породы). Кроме того они убеждены правильности своих действий, поступков по отношению к работе. Герои романа раскрываются в сфере деятельности. В этих сложных ситуациях выверяется идейный, нравственный облик, истинная ценность этих людей.

Как ни прекрасны были дела преданных колхозному делу людей, но прекрасны они сами — люди богатые своей неиссякаемой любовью к жизни. «У того, кто любит жизнь, — плечи высокие, грудь широкая», пишет сам автор в романе. Вся образная система романа «Неудержимые» О. Саган-оола утверждает веру в человека, его разум, его душевную щедрость.

Они — главные герои, умелые руководители, умеют привлечь людей к труду. В самом названии произведения удачно выражен характер героев — неудержимых и в труде, и в любви, и в жизни. «Я горжусь своими делами, новой жизнью… В наших руках будущее. Мы умеем работать весело. Уж такие мы неудержимые люди…», — говорит сам Боражик. Создавая характеры глубоко национальные, писатель О. Саган-оол одновременно отразил в них типические черты людей всей нашей родины, независимо от того, кто и где родился и на каком языке разговаривает.

Успех писателя в романе заключается в удачном гармоническом совмещении им двух начал: эмоционально-повествовательного и социально-философского. Автор добился единства идейно-художественного анализа чувств и действий своих героев. Роман «Неудержимые» интересен прежде всего размышлениями о современном человеке, своим трудом преобразующем мир.

В эпилоге автор показывает Боражика и его коллег победителями. «Как его ни старались втоптать в грязь, он (Боражик. — С. К.) выпрямился, как дерево под лучами весеннего солнца. И вновь уверенно шагал по земле широким размашистым шагом. Только седины прибавилось на голове, но и она украшала и его. Боражик жил верой и победил. Он любил людей и они отвечали ему тем же…» Кажется, что подводится нравственный итог — утверждается идея высокого служения благородной цели, нравственным идеалам общественного прогресса.

Следующий роман О. К. Саган-оола «Родные люди» вышел в 1970 году. В 1972 году в переводе М. Хадаханэ вышел на русском языке в Тувинском книжном издательстве, а в 1976 году — в переводе Р. Тотрова в издательстве «Современник».

Писателя интересует не старое, а новое в жизни, в людях. В настоящем он пытается увидеть будущее, видит жизнь в движении, развитии. Олег Саган-оол снова большое внимание уделяет развитию характеров. Для него важна, прежде всего, личность реальная, со всеми свойственными ей положительными и отрицательными эмоциями, характерами и страстями. Таким являлся главный герой Оргежик, который из глуши приехал работать в городе. Он строит молодой город. Для тувинца-кочевника усвоить новое для него занятие, занятие строителя — очень сложное дело. А Оргежик быстро усваивает прогрессивное, передовое. Преодолев свою наивность, робость и простодушие, он становится строителем новой для тувинца жизнь. И не только. Он помогает своей невестке Севиль найти новую работу, с его помощью брат распутный Долгай-оол встал на правильный путь. Он звал в город свою маму, но ей, пожилому человеку, трудно было расстаться с родными местами. Формирование новых черт национального характера в рабочей среде — вот что интересовало автора в первую очередь. «Имя этого строителя Оргежик, по-русски Сусленок, который лично ведет повествование. Задушевная интонация героя-рассказчика очень искренна и очень привлекательна. Писатель нашел этого героя в родном Шеми, где родником «журчит» пульс жизни», — так охарактеризовал писатель М. Б. Кенин-Лопсан это произведения (Кенин-Лопсан, 2003).

В образе Оргежика писатель отразил качества людей нового времени. Герой запоминается больше всего своей принципиальностью и активностью. Его активность вызвана высокими идейными стимулами и вдохновляется новыми нравственными идеалами. «Оргежик не только видит недостатки, но и стремится искоренить их» (Палкина, 1979: 79). Характер, поступки и внутреннее движение главного героя глубоко ощутимы для читателя. «Характер Оргежика также формируется в динамике. Писатель изображает становление морального, нравственного облика героя-современника. Это образ тувинца, приобщающегося к новой жизни, — пишет исследователь Р. А. Палкина. — Городская жизнь полна для него неожиданностей. Писателю удалось изобразить становление характера современного тувинца с новым отношением к жизни, к работе, людям» (там же: 79–80).

Герой Оргежик сохраняет естественность своего характера. Сам процесс привыкания его к новой жизни, в рабочей среде прослежен автором с психологической убедительностью. На страницах тувинской прозы само появление этого нового образа значило многое, так как это привело за собой целый ряд людей себе подобных, целый ряд новых образов нового общества. Через образ Оргежика показаны новые характеры строителей, таких как Галя, Бирлей, Оякпан, Вася — молодых энтузиастов с огромной энергии и достоинством. В центре внимания писателя находятся повседневная деятельность новых людей в городе, поэзия и сложность их труда на строительстве, те трудности, с которыми они сталкиваются. Автор сумел найти и смог показать, чем живет современный человек. В этом и заслуга писателя О. К. Саган-оола в развитии национальной прозы.

Важная черта этого романа — глубинный психологизм характеров людей, строителей новой жизни. В романе О. Саган-оол обнаружил истинный талант прозаика, который позволил ему от начала действия романа до его логического завершения соблюсти основной закон жанра — единство характеров и художественных обстоятельств, в которых развертываются все действия.

Успеху романа «Родные люди» О. Саган-оола способствовало то, что в ней впервые в тувинской литературе нашли должное воплощение образы строителей новой жизни. Об этом было и отмечено в «Очерках тувинской советской литературы»: «В большой полотне тувинской литературы впервые нашел свое отражение образ рабочего» (Очерки тувинской советской…, 1975: 186).

Роман «Родные люди» свидетельствует об усилении образной основы творчества Олега Карламовича. Жизнь строителей в романе представлена не отдельными штрихами, а конкретными судьбами людей, запечатленными во всей их сложности.

Писатель О. Саган-оол освоил новую проблематику, создал образ нового героя, что соответствовало глубоким и резким изменениям, произошедшим во всех сферах жизни.

В романе показывается сложное переплетение личного и социального, коллективного. Думается, что основной пафос романа «Родные люди» Олега Саган-оола заключается в утверждении необходимости сочетания личного и общественного в психологии нового человека. Этим романом впервые в тувинской литературе героем становится рабочий, как главная движущая сила в развитии действительности. В финале романа «Родные люди» даны слова самого главного героя. В этих словах выражена идея и суть произведения: «Ничего, мама, не придется тебе за нас краснеть, еще будешь гордиться своими детьми — рабочими людьми . Все мы — родные люди по одной рабочей совести…».

Творческое наследие классика тувинской литературы Олега Саган-оола остается не исследованным до конца. Настало время заново оценить огромное духовное его наследие, одного из талантливейшего писателя, «первооткрывателя новых тем».



Список литературы:

Бахтин, М. М. (2000) Эпос и роман. СПб.

Калзан, А. К. (1983) Уроки Олега Саган-оола // Тувинская правда. 30 апреля.

Кенин-Лопсан, М. Б. (2003) Писатель сердечной нежности // Тувинская правда. 5 января.

Москва приветствует тувинцев: обсуждение тув. литературы в СП РСФСР 17 октября 1974 (1975) // Улуг-Хем. № 15.

Очерки истории тувинской советской литературы (1975) Кызыл.

Палкина, Р. А. (1979) Роман в литературах Южной Сибири. Горно-Алтайск.

Татаринцева, М. П. (1983) Первопроходец новых тем // Тувинская правда. 30 января.

Дата поступления: 15.11.2013 г.



Библиографическое описание статьи:

Комбу С. С. Романы Олега Саган-оола: идейно-художественное новаторство [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2013, № 4. URL: http://www.tuva.asia/journal/issue_20/6714-kombu.html (дата обращения: дд.мм.гг.).

http://www.tuva.asia

Обновлено 09.02.2014 15:16
 
Солун-дур бе? Эштериңге чугаала:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Үлегер домактар

Аныяаңдан адың камна

Бак сагыш башка халдаар

Далашкан күске сүтке дүжер

Тывызыктар

Тывызыым дытта, тоолум дошта

Итпе, итпе, кузуптар мен

Ашак-кадай чогушкан, аал ишти тоттурган

Тариналар

ОМ МАНИ ПАД МЕ ХУМ

ОМ ТАРЕ ТУУ ТАРЕ ТОРЕ СУУ ХАА

ОМ АРА БАЗА НАДИ