Грибовка Фестиваль
logotype

"Чүглүг" чагааларга...

mengi-75@mail.ru

Тыва үжүктер

Бээр бас ҢҮӨ!

Тыва-орус сөстүк

Сөстүк(Тенишевтиң-дир).doc

Башкылар

Экии, хүндүлүг башкылар! Сайт кылдырар күзелдиг башкылар бар болза tuva@mail.ru че бижиптиңер.

Чижээ: менги.башкы.рф азы mengi.bashky.ru ышкаш боор.

Хүндүткел-биле, Эраст Хертек.

Тыва Википедия

 

Тыва солуннар

Исполнилось 100 лет со дня рождения классика тувинской литературы Олега Саган-оола PDF Печать E-mail
Автор: Меңги Ооржак   
15.01.2013 17:37

Сайлыкмаа Комбу, литературовед, газета "Тувинская правда"

Первого января исполнилось бы 100 лет известному писателю, классику тувинской литературы Олегу Карламовичу Саган-оолу, прозаику, драматургу, переводчику.

Олег Саган-оол жил и творил в 40–70-е годы прошлого столетия, в «золотом веке» тувинской литературы. Именно в это время развивалась и возмужала тувинская литература: писателями, поэтами были освоены и затем развиты разные литературные жанры, формы, формировалась интеллигенция, появился рабочий класс из среды аратов-кочевников, написан первый роман тувинской литературы... Одним словом, позитивные тенденции в развитии и тувинской литературы, и нашей республики начаты были именно в эти годы.

Олег Карламович оставил нам в наследство и стихи, и рассказы, и повести, и романы, и пьесы, и киносценарии. О нем написано много. Он был первопроходцем и в освоении новых тем, жанров тувинской литературы, и в переводческой деятельности, и в кинодраматургии. «Зачинатель новых дорог» – так назвал его критик А. Калзан. «Писатель сердечной нежности» – отозвался о нем народный писатель М. Кенин-Лопсан. «Первопроходец новых тем» – определила его литературовед М. Татаринцева. Таким образом, если «Гомер воспитал Элладу», то О. Саган-оол – тувинскую литературу.

О.К. Саган-оол родился 1 января 1913 года в м. Шеми Даа-хошуна Танну-Тувы. Окончил рабфак в Улан-Удэ (1935), после чего его направили на учебу в Иркутский педагогический институт (1935–1937). Там проучился недолго, из-за нехватки кадров в молодой республике он вынужден был работать.

Работать начал учителем в Учебном комбинате Кызыла. Руководил радиокомитетом Тувы в годы Великой Отечественной войны, был прокурором Тувинской автономной области, с 1946 по 1971 год бессменно возглавлял правление Союза писателей Тувы. С 1945-го – член Союза писателей СССР. Впоследствии он стал членом правления СП СССР, что говорит о его авторитете.

Творческая деятельность Олега Саган-оола – целое явление в тувинской культуре. Его произведения изучают в школах, вузах республики. А начинал он с лирических стихотворений. Первое, «Наша родина», напечатано в 1937 году. Наибольших успехов добился в жанрах прозы и драматургии.

Для прозаических произведений О. Саган-оола характерны эпическая широта, анализ психологии героев. Перу писателя принадлежат рассказы, где описывается дореволюционная жизнь Тувы. Саган-оол – автор первых рассказов тувинской литературы. В рассказах «Встреча» (1941), «Скотовод – арат Сандый» (1942), «Дружба» (1946), «Парень из сумона» (1948), «Аржаан» (1956) автор освещает проблемы социалистических преобразований в крае. Рассказы О. Саган-оола показывают склад души тувинца и особенности мироощущения, освещают его психологию изнутри. В них писатель мастерски раскрывает характеры людей тех времен, обусловленные социальными отношениями в новом обществе.

В документальных повестях «Человек из Баян-Тала», «Счастливая звезда» показана героика труда сельчан. Особняком стоят романы юбиляра.

К жанру романа писатель подступился не сразу. Он многому научился у классиков, в частности, переводя на тувинский язык такие крупные произведения, как «Дубровский» А. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «В людях» М. Горького, «Поднятая целина» М. Шолохова.

Роман О. Саган-оола «Родные люди» вышел в 1970 году. В 1972-м в переводе М. Хадаханэ опубликован на русском языке в Тувинском книжном издательстве, а в 1976-м – в переводе Р. Тотрова – в издательстве «Современник». В нем освещается современная ему жизнь. Писателя интересует не старое, а новое. Через настоящее он пытается заглянуть в будущее, большое внимание уделяет развитию характеров. Для писателя важна прежде всего личность реальная, со всеми свойственными ей положительными и отрицательными эмоциями, страстями. Таков главный герой Оргежик, который из глуши приехал работать в городе. Он строит молодой город. Для тувинца-кочевника усвоить новое занятие – очень сложное дело. А Оргежик быстро усваивает прогрессивное, передовое. Преодолев наивность, робость и простодушие, он становится строителем новой для тувинца жизни. И не только…

Он помогает своей невестке Севиль найти новую для тувинки работу, с его помощью брат, распутный Долгай-оол, встал на правильный путь. Он звал в город маму, но ей, пожилому человеку, трудно было расстаться с родными местами.

Формирование новых черт национального характера в рабочей среде – вот что интересовало автора в первую очередь. «Имя этого строителя Оргежик, по-русски Сусленок, который лично ведет повествование. Задушевная интонация героя-рассказчика очень искренна и очень привлекательна. Писатель нашел этого героя в родном Шеми, где родником «журчит» пульс жизни», – так охарактеризовал писатель М. Кенин-Лопсан это произведение в статье «Писатель сердечной нежности».

Важная черта романа – глубинный психологизм характеров людей, строителей новой жизни. В романе виден истинный талант прозаика, который позволил автору от начала действия до его логического завершения соблюсти основной закон – единство характеров и художественных обстоятельств, в которых развертывается действие.

Именно в этом романе впервые в тувинской литературе героем становится рабочий, как главная движущая сила в развитии действительности. В финале – слова самого главного героя. В них выражена идея и суть произведения: «Ничего, мама, не придется тебе за нас краснеть, еще будешь гордиться своими детьми – рабочими людьми… Все мы – родные люди по одной рабочей совести…»

Существенной частью процесса формирования жанра романа в тувинской литературе, реалистической по своей сути, было становление современной темы, темы преобразования сельского хозяйства. Она нашла отражение в романе «Неудержимые» О. Саган-оола.

Роман «Неудержимые» отражает новый уровень идеологии и эстетики современной ступени развития общества. В нем даны образы активных людей, раскрывающихся в идеологических спорах. Как никто, они наделены знанием своего дела, глубоко понимают взгляды современников.

Велика роль О.К. Саган-оола в развитии тувинской драматургии. В 1944 г. появилась его одноактная сатирическая пьеса «Не состоявшийся пир», где высмеиваются пороки людей. Пьеса «Стремление» (1950) раскрывает характерные особенности перемен в социальной психологии людей. Труженикам сельского хозяйства, некоторым историческим событиям посвящены пьесы «В одном сельсовете» (1954), «Спою тебе» (1957), «Найду всюду» (1957), «Пробуждение» (1957), «Настало время» (1968). Все они – своеобразное драматургическое исследование современного состояния общества и жизни в целом. О. Саган-оол берет в качестве материала для анализа возникновение, развитие и закономерный итог одного события или дела. В них у О. Саган-оола получил отражение процесс социальных изменений в характере, психологии тувинца советской эпохи.

О. Саган-оол первым из тувинских писателей обратился к кинодраматургии. Он – автор первого художественного фильма «Люди голубых рек» и «Тува на пере­крестке времен», соавтор ленты «К солнцу двадцать шагов».

Как тонкий знаток народной жизни, он изучал и собирал фольклор, в соавторстве составил сборник «Пословицы и поговорки тувинского народа» (1966), «Мудрость народа» (1976).

Творческое наследие классика тувинской литературы Олега Саган-оола остается до конца не исследованным. Настало время переоценить огромное духовное наследие одного из талантливейших писателей.

 

 

http://www.tuvaonline.ru

Обновлено 15.01.2013 18:05
 
Солун-дур бе? Эштериңге чугаала:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Үлегер домактар

Аныяаңдан адың камна

Бак сагыш башка халдаар

Далашкан күске сүтке дүжер

Тывызыктар

Тывызыым дытта, тоолум дошта

Итпе, итпе, кузуптар мен

Ашак-кадай чогушкан, аал ишти тоттурган

Тариналар

ОМ МАНИ ПАД МЕ ХУМ

ОМ ТАРЕ ТУУ ТАРЕ ТОРЕ СУУ ХАА

ОМ АРА БАЗА НАДИ